Геопространственные данные в бизнесе

Под геопространственными данными понимаются те данные, которые связывают тот или иной объект с его географическим положением. Такая информация предоставлена в виде координат и топологии. В связи с масштабным развитием информационных технологий, широкого покрытия сети Интернет, появлением новых технологий, растет соответственно и масса подобного рода данных, которые создаются ежедневно на миллиардах устройств, в том числе и на наших с вами смартфонах, планшетах, камерах, радарах и т.п. Весь мир уже устремил свой взор на возможности использовать эти данные для своих нужд.

В обзоре «The Global Geospatial Industry Outlook» от компании Geospatial Media впервые проанализирована геопространственная отрасль, выявлены проблемы и перспективы данного направления, а также составлен рейтинг стран по тому, насколько обширно они используют геопространственные данные для решения различных задач. Стоит ли говорить о том, что у России позиции не самые высокие, однако наши специалисты также взяли на заметку важность и необходимость развития этой сферы. На данный момент серьезным шагом к более масштабному освоению и использованию геопространственных данных в России способствует включение специального раздела о них в программу «Цифровой экономики Российской Федерации».

Рассматривая другие страны и их опыт использования, можно сделать вывод о том, что в использовании геопространственных данных больше всего заинтересован сектор обороны и безопасности, а также логистика и транспорт, сельское хозяйство, управление земельных ресурсов и сфера строительства. С помощью использования геопространственных данных и грамотного анализа решаются многие задачи государственного управления, при этом используется минимум ресурсов для этого:

  • составление оптимального плана транспортных потоков при возникновении чрезвычайных происшествий;
  • быстрая реакция на проблемы и поломки технических средств, задействованных в решении тех или иных государственных задач;
  • визуализация активности населения в социальных сетях во время чрезвычайного происшествия или какого-либо кризиса, необходимая для помощи спасательным группам;
  • быстрое и четкое оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях и т.д.

Судя по тенденциям развития, темп наращивания баз с геопространственными данными будет только возрастать. Такие данные никогда уже не потеряют своей актуальности, так как на их основе возможно принятие наиболее оптимальных решений во многих сферах деятельности.

Геопространственные данные полезны не только для решения государственных вопросов. Геопространственные (geospatial) системы на данный момент несколько недооценены бизнесменами, а ведь они вполне могут быть использованы для развития бизнеса. Но постепенно использование такого рода данных для решения бизнес-задач будет увеличиваться, так как растет и понимание того, что знать локацию крайне важно при принятии эффективных решений. В будущем впереди конкурентов будут те компании, которые внедряют геоаналитику в свой бизнес и используют пространство для повышения прибыльности своего бизнеса. Геоданные помогают искать новых клиентов и поддерживать оперативную связь с уже имеющимися, кроме того на основе подробного анализа можно определять и тактику развития компании, к примеру, выбирать подходящую точку для постройки филиала и т.п. Многие компании уже начинают внедрять гео-инструменты.

Возьмем одну американскую компанию, которая устроила небольшую маркетинговую революцию в связи с выпуском своего приложения для смартфонов Foursquare, которое позволяет отмечаться в определенном месте, совершать так называемый чекин, а также постить об этом автоматически в социальные сети, добавлять фото, информацию и свой отзыв о том или ином заведении. Чем выше активность пользователя, тем более адресной становилась и показываемая ему в приложении реклама. Таким образом, можно получить качественную информацию о вашем клиенте, его привычки и предпочтения на основе геопространственных данных. В России идея прижилась, а на рынок вышел российский аналог — приложение AlterGeo, использующее ту же технологию чекинов и показа таргетированной рекламы на основе предпочтений. Все это, конечно же, в легкой игровой форме для поддержания интереса. Для корпоративных же клиентов предложены не только показы рекламы, но и рекламные купоны. Яркий пример – сеть кинотеатров «Карофильм». Суть была простой – за 9 реальных чекинов в киноатеатре, пользователь получал 2 бесплатных билета на любой сеанс. Уже через месяц количество отметок увеличилось с 50 до 2000, прибыль увеличилась в несколько раз, и что приятно, таковой и осталась даже после завершения акции.

Еще одним примером освоения геопространственных данных в бизнесе является внедрение X5 Retail Group контроля транспорта с помощью геолокации. Все машины компании оборудуются передатчиками GPS-координат. Координаты с помощью сотовой связи сбрасываются на сервер и наносятся в офисе на карту местности. Все данные отслеживаются в реальном времени: скоростной режим, остановки, отклонения от маршрута, открытие кузова вне предназначенного объекта или зоны погрузки/разгрузки. Это позволяет минимизировать риск краж и злоупотреблением полномочий для личных целей.

Не теряют времени и банки, геолокация внедряется уже и там. К примеру, приложения могут порекомендовать клиенту ближайший к нему банкомат или отделение. Также геопространственные данные используются для отслеживания потерянных карт.

Варианты использования геопространственной информации обширны. К примеру, сфера телекоммуникаций может использовать ее для отслеживания охвата абонентов, мест с неустойчивым сигналом, некачественным доступом Интернета, времени и профилям пользователей с неустойчивыми соединениями для оперативного решения вопросов, выявлять время максимальной и минимальной нагрузки сети в различных локациях для перераспределения трафика. Еще одна из возможностей – это регуляция оттока пользователей. К примеру, если вы знаете о том, что абонент поменял местожительства, то можете ему порекомендовать более подходящие услуги. Рекламщики и маркетологи также заинтересованы в использовании геопространственных данных будут только рады предлагать свои товары и услуги потенциальным клиентам, скажем, когда он находится в непосредственной близости от них.

Таким образом, спрос на данные довольно велик, и компании уже активно начинают применять существующие инструменты для анализа геопространственных данных. Именно по этой причине мы внедрили поддержку извлечения геопространственных данных на нашей платформе. Уже прямо сейчас вы можете использовать функции прямого и обратного геокодинга, получения полигонов областей и многое другое. Более детально с новым функционалом вы можете ознакомиться в разделе нашей документации: Работаем с геоданными.

Михаил Сисин: Со-основатель облачного сервиса по сбору информации и парсингу сайтов Diggernaut. Работает в области сбора и анализа данных, а также разработки систем искусственного интеллекта и машинного обучения  более десяти лет.
Related Post

This website uses cookies.